Подписка на рассылку

E-mail:

 

 

 
%h~:~%m / сегодня: %d %M

Интервью С.Кравченко журналу "Красота и здоровье" о маскотерапии

Kravchenko_Rehab_maskoterapiyaИнтервью журналу "Красота и здоровье" о маскотерапии

Жанна Сергеева, «Красота & здоровье»: Сергей Антонович, как буквально выглядит работа по вашей методике? Человек просто смотрит в зеркало и с натуры лепит автопортрет?


Сергей Кравченко: 
Да. И в результате получается не то лицо, к которому человек привык, а истинное, принадлежащее его личности. Такое, с которого сняты все социальные роли, все маски, привнесенные в нашу жизнь воспитанием или образованием и часто мешающие нам видеть себя. Освободиться от них сложно, а слепить — нет. Художественное образование для моих занятий не важно. 99 % приходящих сюда последний раз обычный пластилин держали в руках в детском саду, а скульптурный, как у нас, — и вовсе никогда. Когда человек открывает в себе способность создавать автопортрет, становится понятно, что в нем больше талантов, чем он предполагал.


«К&З»: Слепить себя — довольно необычный опыт.
С.К.: 
Сперва я предлагаю слепить не автопортрет, а большое яйцо. 
Это некий тест: насколько мы владеем своими руками и сознанием, можем ли создать такую форму. К тому же это тема для первой терапевтической беседы.  Яйцо — символ мира, рождения, и если оно не получается, то мне это подсказывает, что могла быть серьезная родовая травма или проблемы в дородовом периоде. Если у клиента есть возможность спросить об этом собственную маму, скорее всего она может подтвердить: да, было такое. У человека с серьезным душевным расстройством результат будет вообще не похож на яйцо. Создатель метода Гагик Микаэлович Назлоян разработал его в процессе лечения параноидных шизофреников. Он заметил, что они редко интересуются внешним видом и не любят свое отражение в зеркале. Но даже при этой болезни человек не против посмотреть на свой портрет. Назлоян создавал объемные портреты в натуральную величину — посредством их можно помочь человеку с душевным расстройством, а за 15–20 сеансов избавить человека от зависимости — алкогольной, наркотической или любой другой.

«К&З»: Все начинается с яйца, а каковы следующие этапы работы?
С.К.: 
Мы взяли за основу классификацию из юнгианского анализа, согласно ему человеческая душа имеет пять уровней. Первый — животный, самый глубинный. Создавая яйцо, мы взаимодействуем именно с этим уровнем психики дородового периода, где могут быть свои травмы. 

Следующий уровень — общечеловеческий, когда из бесформенной массы возникает первый образ человека. Вот вопрос: что же такое человек посреди животного мира? Довольно часто люди называют друг друга словами, означающими животных: зайчик, птичка. Мы говорим о себе, например: «Ну, я пополз», — уподобляясь кому-то иному. Иногда образ нечеловека неосознанно сохраняется на всю жизнь. Так вот, мы на втором этапе создания автопортрета сосредотачиваемся на том уровне психики, на котором клиент все-таки ощутил бы себя человеком. Это актуально почти для всех. 
Достаточно осознать человеческое и нечеловеческое в своей психике, чтобы усовершенствовать видение себя на этом уровне.

«К&З»: Молодые девушки и женщины часто любят сравнивать себя с кошками, тигрицами, подражать им. Это вещи того же порядка?
С.К.: 
Да, и самое интересное, что это упрощает психику человека, приводит его к примитивному осознанию себя. Дело не в кошках, можно сравнить себя и с березкой, и с орлицей. Если это художественное сравнение, то в нем ничего плохого нет, оно может подчеркнуть какую-то индивидуальную особенность. А вот если себя с этими образами идентифицировать, постоянно им подражать, психика может пойти в сторону деградации.

«К&З»: После осознавания себя человеком что ждет нас дальше?
С.К.: 
Третий уровень — родовой, он связан с проблемами общества и половой самоидентификацией. Сейчас унисекс в моде, и на автопортретах это тоже сказывается. Иногда в чертах не проявлена половая самоидентификация, трудно понять, мужчину или женщину вылепил клиент. Это сигнал о том, что он сам не чувствует, не может подчеркнуть свою мужественность или женственность.

«К&З»: Лепить нужно именно себя?
С.К.: 
Да. А если хочется слепить любимого или родственника, для меня это подсказка, что сознание клиента заполнено кем-то другим. Часто наши кумиры, любимые нами люди настолько сильно закрывают внутреннее пространство, что мы сами не знаем своего лица, и вся жизнь проходит как подражание кумиру. 

«К&З»: А бывает, что в автопортрете ненамеренно проступают чужие черты?
С.К.: 
Такое случается, например, когда сценарий жизни «дарит» знаменитость. У одного из моих клиентов на третьем этапе развития портрета явно проступил образ Владимира Высоцкого. Этому мужчине было около 37 лет, а Высоцкий прожил 42, и мы все знаем, как и почему закончилась его жизнь. Я предположил, что клиент живет по сценарию Высоцкого, и он со мной согласился. Когда он осознал свой сценарий, у него возник вопрос: стоит ли дальше продолжать или все-таки выбрать собственную жизнь? Прекрасно, что его кумиром был гениальный певец, поэт, гражданин, но это было сопряжено с зависимостями — алкогольной и наркотической. 

А вот другой пример: парень слепил портрет, который ему напомнил дедушку, который его очень любил, но спился и умер. Парень прожил 30 лет, подражая любимому деду во многом, в том числе и в избыточном употреблении алкоголя. Когда он понял, что даже глядя в зеркало на собственное лицо создал не свой, а чужой потрет, то осознал, что дедушки в нем больше, чем собственного «я». 
Бывает, что, заразившись однажды яркой личностью, мы несем ее в себе, не подозревая, что смотрим на мир ее глазами, живем и реагируем ее душой, не смея проявить себя. Концентрируясь на своем лице, всматриваясь в него во время создания автопортрета, мы приближаемся к себе настоящему.

«К&З»: И это, вероятно, уже следующий шаг?
С.К.: 
Да, история о дедушке относится уже к четвертому этапу — семейному. Когда в своем лице мы узнаем черты близких и понимаем: у меня нос отца, уши мамы, я сборник лиц всех моих родных. В чем же тогда моя уникальность? И об этом тоже можно поговорить.


«К&З»: Физиогномическими исследованиями вы пользуетесь?
С.К.: 
Нет, я не связываю черты характера с формой скул или носа. Лицо уникально, и за ним стоит уникальная личность. Хотя на отдельные черты обращаю внимание. Как-то клиент слепил портрет с практически отсутствующим лбом и пояснил так: «Я 25 лет в армии служил, мы фуражки носили, на лбы никогда внимания не обращали». А одна женщина сперва слепила прямо-таки пещерного человека, зато к финалу занятий у нее был очень похожий на нее портрет, хотя при этом чем-то напоминающий лицо Марины Цветаевой. Клиентке было почти столько же лет, сколько Цветаевой, когда та покончила с собой. Узнав об этом, женщина поняла, что находится в состоянии кризиса и распада, и решилась рассказать об этом группе.


«К&З»: Маскотерапией занимаются и в группе?
С.К.: 
Да, мы здесь часто работаем по четыре-пять человек за одним столом. Многие друг другу что-то подсказывают, советуют — в маскотерапии крайне важен эффект присутствия третьего наблюдателя, помимо терапевта и клиента. Работает принцип открытых дверей. На людях человек потерял лицо, на людях он должен его и обрести. Свое истинное неповторимое лицо. С этим обретением связана и внутренняя энергия. Кстати, если у человека депрессивное состояние, оно обычно к третьему сеансу проходит. А часто люди специально лепят смешные портретики, гипертрофированно выделяя какие-то части тела и тем самым смеша себя и окружающих.

«К&З»: Это можно понять и как защиту от самого себя.
С.К.: 
Да, как нежелание приблизиться к себе настоящему. Один мой клиент вначале лепил смешной портрет, и ассоциации у него были тоже с людьми из сферы эстрады и юмора — то с Винокуром, то еще с кем-то. А потом, ближе к четвертому-пятому сеансу, человек смеяться перестал и начал задумываться, в чем смысл его лица, его жизни, его судьбы, особенно когда в ней уже есть надлом, — ко мне ведь обычно попадают люди именно в состоянии кризиса.

«К&З»: Во время терапии идет работа над своим портретом — то есть одним и тем же?
С.К.: 
В идеале портрет должен дойти до натуральной величины, тогда работа считается завершенной. Сперва он маленький, главное — добиться сходства, а уже потом его обкладывают еще одним слоем пластилина и лепят заново, потом еще и еще раз. Это целый путь, который помогает понять себя. Кстати, было замечено, что почти все автопортреты художников, скульптурные или живописные, делались ими в серьезные кризисные моменты жизни. Художник, ощущая, что его жизнь шатается, распадается на куски, создает свой автопортрет, собирая заново себя, свой талант, и ищет таким образом новый выход из ситуации.

Индивидуальный уровень — самый сложный, и до него многие не добираются, потому что работа идет в несколько этапов, после каждого из которых может возникнуть пауза. Одна девушка-психолог стала ходить ко мне на маскотерапию, чтобы овладеть методом, и начала с яйца. Оно оказалось неестественно вытянутым, она никак не могла слепить обычное. И вдруг у нее всплыл в памяти рассказ мамы о ее рождении посредством вакуумной установки. Когда она поняла, что яйцо отражает ее родовую травму, наши сеансы прекратились, она сказала: «Мне надо это все пережить, я пока не готова». На любом из этапов маскотерапию можно остановить, а когда состояние изменится, сказать: «Давайте продолжим». Если, пройдя сквозь все это, человек довел работу до индивидуального уровня, то он получает от самого себя огромный ресурс. Как говорил Гагик Назлоян: «Тот, кто способен довести портрет до натуральной величины и до полного портретного сходства, способен сделать в жизни все что угодно».

«К&З»: Искусство определенных эпох каким-то образом повлияло на появление метода маскотерапии?
С.К.: 
Мы сравниваем его с римским портретом, с древнекитайской скульптурой, египетской, вавилонской. Я лично беру за образец древних греков или Возрождение. Когда смотришь на работы Микеланджело, кажется, что более совершенных творений создать невозможно. Взгляните на примитивные скульптуры скифов и на современность, где лицо постепенно из скульптуры исчезает, — получается, что пик развития человечества был во время Античности и Ренессанса. Чем совершеннее портрет, тем более развита эпоха. Мы считаем себя развитым обществом, сегодня художники интересуются скорее телом и его движениями, тело возвеличивается, лицо уходит на второй план. Основная проблема массовой культуры — обезличенность, влекущая за собой остальные расстройства.

«К&З»: Лепят ли у вас и тело?
С.К.: 
Да, чаще всего женщины. Когда женщина ненавидит свое тело, у нее распадаются социальные отношения, семья, она может даже заболеть. После работы с телом восприятие себя меняется, и жизнь налаживается. Помню, одна девушка пришла ко мне, так как начала терять женственность и телесно перевоплощаться в мужчину. Причиной была несчастная любовь, потом попытка суицида. Она несколько лет почти не выходила из дома. А в процессе работы начала петь, танцевать и превратилась в настоящую красавицу — какой изначально и была. Имени ее я не назову, но несколько лет назад она была на обложке популярного журнала.
Когда человек теряет лицо, он теряет все. Возвращаясь в самого себя, человек обретает и здоровье, и красоту, и отношения. Такое ощущение, что именно с лицом связана личность, а с личностью все остальное, и так мы создаем себя.
Связь с портретами у людей сильная. Как-то раз из-за жары портрет одного из клиентов слегка покосился, и казалось, что он думает, склонив голову. Клиент, вернувшись из поездки, рассказал, что действительно все это время провел в большой задумчивости. Портрет становится своего рода двой­ником, но двой­ником помогающим.

«К&З»: Вы сами лепите клиентов?
С.К.: 
В особых случаях. Был один клиент, который никак не мог вылепить яйцо, и после беседы с лечащим врачом мы решили, что будем делать портрет моими руками. К третьему сеансу мужчина начал говорить о своем интеллекте и внеш­нос­ти. Потом решил помыть голову. Потом переоделся. Задумался о том, что неплохо бы получить образование. Он как будто возвращался в себя.
Люди порой видят мир как в тумане, примитивно и приблизительно, а себя — почти никак не видят. В процессе работы над портретом увеличивается резкость, и можно увидеть более отчетливо и себя, и других, общение становится более совершенным. Когда мы создаем свое лицо, оно становится естественным, живым, красивым, искренним. Искренности в нас немного, истинное лицо мы прячем, отсюда большой душевный дискомфорт, стремление к зависимостям, например к алкоголю, снимающему напряжение социальных масок. А при искреннем отношении к себе для жизни требуется меньше усилий — вот как деревья растут, так и человек может жить и расти спокойно и комфортно.

 

Сергей Кравченко -психолог, маскотерапевт семейной клиники психологического здоровья и лечения зависимостей Rehab Family.


17
02.16

 

i (34)

Приглашаем Вас пройти разные трансформационные игры

на любой запрос!

 

05
06.15

karma   

 Рейки-Иггдрасиль   

 http://vk.com/event77915107

 

04
06.15

знаки зодиака 

ЛЮБОВНЫЙ, ФИНАНСОВЫЙ, СЕКСУАЛЬНЫЙ,

ГОРОСКОП ЗДОРОВЬЯ,АВТО-ГОРОСКОП

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Счетчик PR-CY.Rank для astrozvezda.ru

Яндекс цитирования
Счетчик тИЦ и PR CY & TRUST OF SITE astrozvezda.ru - SEO STATISTIC ON WHOIS.UANIC.NAME Выполнить автоматическое оповещение поисковых систем на портале UANIC! Проверка доступности сайта Host-tracker.com Цена astrozvezda.ru Траст astrozvezda.ru Настоящий ПР astrozvezda.ru astrozvezda.ru Tic/PR astrozvezda.ru Tic/PR astrozvezda.ru Tic/PR astrozvezda.ru Tic/PR WHOIS.UANIC.NAME - Identify traffic by Google WHOIS.UANIC.NAME - Identify traffic by Yahoo WHOIS.UANIC.NAME - Identify traffic by Bing WHOIS.UANIC.NAME - Identify traffic by Facebook WHOIS.UANIC.NAME - Identify traffic by Baidu WHOIS.UANIC.NAME - Identify traffic by Alexa

astrozvezda.ru

whois.uanic.name

Траст. Анализ сайта astrozvezda.ru

Rating for www.astrozvezda.ru www.astrozvezda.ru-Google pagerank,alexa rank,Competitor Website health for www.astrozvezda.ru www.astrozvezda.ru SEO Score Alexa Certified Traffic Ranking for www.astrozvezda.ru

счетчик посещений besucherzahler
Яндекс.Метрика Анализ сайта astrozvezda.ru free Hit Counter

информеры

Интервью С.Кравченко журналу "Красота и здоровье" о маскотерапии